Три поколения гипноза: важнейшие отличия

Гипноз и трансовые методы активно используются в современной психологической работе. Тем, кто начинает свой путь в трансформационной работе, важно понимать, как развивался и эволюционировал гипноз. Сейчас в психологии принято  выделять три поколения гипноза. Я попробую описать важнейшие различия между классическим (директивным), недирективным (эриксоновским) гипнозом и генеративным трансом.

Вообще, история гипноза, как и самой психологии — это история смены представлений о том, как в принципе происходят изменения в психике человека и какую роль в этом играет другой человек. Каждое поколение гипноза выросло из своей культурной, научной и профессиональной среды и отражает понимание отношений, ответственности и границ вмешательства.

Я дам краткий и практичный разбор их различий.

Директивный гипноз

Директивный гипноз сформировался в контексте медицины и ранней психиатрии. В те времена ценились управляемость процесса гипноза, воспроизводимость результатов, и конечно, быстрый эффект. Работа в директивном гипнозе строится вокруг идеи целенаправленного воздействия гипнотерапевта. То есть, клиент добровольно (или не очень) передает управление процессом вовне. Гипнотизер гипнотизирует и дает команды, клиент входит в транс и подчиняется.

Отношения с бессознательным
Бессознательное рассматривается как система автоматических реакций, на которые можно влиять через внушение, команды и повторение. Ожидалось, что при достаточной глубине транса эти команды будут реализованы напрямую — буквально, клиент начнет делать то, что сказал гипнотерапевт. Конечно, это срабатывало далеко не всегда.

Контроль
Контроль в директивном гипнозе сосредоточен в руках специалиста. Именно он определяет ход сессии, контролирует глубину транса и содержание изменений. Отключение, снижение активности сознания клиента считается рабочим и даже необходимым условием. Некоторые специалисты по традиционному гипнозу вообще считают, что без глубокого сомнамбулического транса изменения невозможны. Это заблуждение, но многим специалистам выгодно его поддерживать по разным причинам.

Роль терапевта
Терапевт занимает позицию ведущего и ответственного за результат. От него ожидают уверенности, авторитета и даже авторитарности. А еще, конечно, точного знания, что именно нужно делать. Он берет на себя родительскую и властную позицию, и это считается абсолютно нормальным. Интересный вопрос, кто тогда решает, какие изменения произойдут, и почему вдруг эта ответственность находится у него.

Экология изменений
Экологические последствия обычно остаются за пределами фокуса внимания. Если симптом исчез или стал меньше, работа  сичитается успешной. Взаимодействие с другими контекстами жизни и частями психики человека рассматривается поверхностно или не рассматривается вообще.

Область применения
Директивный гипноз хорошо подходит для узких, технических задач и ситуаций высокой внушаемости. Например, в ситуациях катастроф или травматического опыта, когда человек открыт и зачастую полностью растерян. Тогда прямые, директивные внушения будут работать хорошо, а дальнейшая работа по интеграции уже может делаться другими средствами.

Эриксоновский гипноз

С появлением идей Милтона Эриксона меняется сама логика гипнотической работы. Он предложил рассматриваться транс как естественное, и даже необходимое состояние обучения и пересборки внутреннего опыта человека.

Отношения с бессознательным
Бессознательное в эриксоновском гипнозе это источник и контейнер индивидуального опыта, ресурсов и адаптивных стратегий.
Работа в эриксоновском гипнозе строится через метафоры, косвенные внушения и реальное уважение к внутренней силе бессознательного.

Контроль
Сознание клиента сохраняет участие в процессе, пусть и в изменённой форме. Скорее, его присутствие ловко обходится. Недаром Милтона Эриксона называли «интеллектуальным взломщиком». Еще один момент: Стивен Гиллиген говорит о «Функции Эриксона» — когда буквально сознательный разум клиента на время «подменяется» добрым, принимающим и творческим присутствием гипнотерапевта. Это позволяет бессознательному проявить свои лучшие дары в ресурсной среде. Контроль становится гибким и ситуативным, распределённым между участниками процесса — эриксоновский гипноз подразумевает уважение к опыту человека.

Роль терапевта
Терапевт действует как внимательный стратег, который подстраивается под уникальность человека, раскрывая ресурсы бессознательного и давая им пробудиться и проявиться различными способами. Он создаёт условия, в которых изменения могут проявиться органично, изнутри пациента или клиента.

Экология изменений
В эриксоновском гипнозе мы не просто решаем проблему. Мы системно учитываем контекст жизни, вторичные выгоды симптомов и работаем на устойчивость результатов. Любые изменения психолог или гипнотерапевт рассматривает как часть более широкого жизненного процесса, уникального для каждого клиента.

Область применения
Очень широко используется в современной психотерапии, психосоматике, работе с ограничивающими убеждениями и  идентичностью. Многие подходы творчески заимствуют принципы работы Эриксона в свои техники.

Генеративный транс

Генеративный транс, разработанный Стивеном Гиллигеном, сдвигает фокус ещё глубже — к уровню организации всей системы опыта человека. Он фокусируется на отношенческих приципах — все внутри является частями живой системы, а она, в свою очередь часть большего. И транс уже не просто состояние, а поле совместного присутствия и обучения, как пространство для реализации идей, возникающих в личном и коллективном бессознательном.

Отношения с бессознательным
Теперь мы не просто говорим, что все тайны и ресурсы в бессознательном. Сознание наделяется такой же, если не более важной ролью. Бессознательное выступает партнёром в диалоге с сознанием. Мы воспринимаем сознание и бессознательное как обладающих собственной логикой, задачами и потенциалом. Сознание и бессознательное рассматриваются как взаимно дополняющие процессы, абсолютно необходимые для того, чтобы реализовать творческий потенциал человка.

Генеративный транс говорит о трех разумах — телесном (бессознательное), когнитивном (сознание) и полевом — в котором происходит их взаимодействие. Мы взаимодействуем с миром и с собой в творческом поле, пространстве отношений. Именно на качестве этого поля фокусируется генеративный транс.

Контроль
Контроль перестаёт быть центральной задачей. Ключевым становится качество состояния терапевта и клиента, степень центрированности, способность выдерживать неопределённость и сложные эмоции.

Встречаясь с проблемой клиента, мы хотим быть с этим, не становясь этим

Стивен Гиллиген

Роль терапевта
Терапевт действует в процессе как равноправный участник поля и хранитель условий работы. Ответственность распределяется между всеми уровнями системы. Но мы подчеркиваем ведущую роль бессознательного клиента как источника сигналов и подсказок для работы. При этом сознание не выключается из процесса — различными практиками и техниками мы сонастраиваем когнитивный, телесный (бессознательное) и полевой разум.

Экология изменений
Естественная экологичность встроена в саму архитектуру подхода. Изменения проходят проверку телом, разумом, отношениями и будущими контекстами. В любой момент клиент может отказаться от изменений, выдать произвольную реакцию. Мы учимся использовать это как подсказку. Это становится сигналом для нас, что началась настоящая работа

Область применения
Подходит для самых разных задач — самопознания, сложных, экзистенциальных и системных запросов, а также для работы с кризисами и творческими задачами.

Заключение

Можно сказать, что каждое поколение гипноза отражает все больший уровень зрелости контакта с психикой и отношений с собой и другими. Наше понимание психики углубляется, и вместе с ним углубляется качество трансформационной работы.

Как видите, разница между поколениями гипноза проявляется не только в техниках, но и в отношении, из которого ведётся работа, а также в базовых намерениях гипнотерапевта.

Генеративные методы дают еще большую свободу клиенту и терапевту, из которой рождаются устойчивые творческие перемены.