Как стать выше манипуляторов и сохранить лицо
Доброго дня, друзья! Как и обещала, по вашим многочисленным просьбам, продолжаем тему – Ассертивность. Напомню, что философия ассертивности – отстаивать свои права без нарушения прав других людей. Ассертивный человек в общении с другими людьми руководствуется принципами партнерства и взаимного уважения.
Как позитивно ответить на хамство, грубость, негатив, ругань и манипуляции? Как сделать так, чтобы нейтрализовать манипулятора и остаться в спокойном состоянии? Помогут техники ассертивного поведения.
ТЕХНИКИ АССЕРТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ
???? Игра в туман или техника внешнего согласия
Эта техника особенно эффективна против несправедливой критики или откровенной грубости. Мы внешне соглашаемся, хотя не меняем своей позиции. Мы внимательно слушаем то, что говорят, и не пытаемся возразить или оправдаться, а соглашаемся в том, что для оппонента ситуация выглядит именно так, как он ее описывает. Мы не обращаем внимания на критику и проходим сквозь нее, как сквозь туман. Это не просто соглашательство, мы согласны не с оппонентом, а с тем, что оппонент думает именно так, когда он говорит.
Примеры:
— Да, у тебя действительно могло сложиться такое мнение
— Какая неожиданная мысль! Надо будет ее обдумать
— Я подумаю над тем, как мне учесть это в работе
— То, что ты говоришь, имеет смысл
— Я подумаю, имеет ли это ко мне отношение
— Конечно, ты можешь делать такие выводы
— Да, у тебя есть право так думать
— Возможно, вы правы
— Я понимаю, почему вы так думаете
— Здорово, что ты это заметил!
???? Техника заезженной пластинки
Такая техника может пригодиться в ситуации, когда человек нас не слышит и не принимает нашу просьбу или наш отказ во внимание, и продолжает настаивать на своём. В таком случае, мы не позволяем увести себя в сторону от обсуждаемой позиции, не защищаемся и не оправдываемся. Задача повторять много раз одно и то же, не отвлекаясь на отговорки. Секрет в том, чтобы быть дружелюбно настроенным, но твердо стоять на своих позициях. Вместо того, чтобы спорить, аргументировать, просто повторяйте одно и то же послание разными способами, пока не донесёте его до оппонента. При равных условиях побеждает более настойчивый.
Фраза должна произноситься как заезженная пластинка, с одной и той же интонацией. Эта техника использует старое правило:
• сначала скажите им, что именно собираетесь им сказать
• потом скажите им то, что вы собираетесь им сказать
• потом скажите им, что именно вы им сказали
Примеры:
— Одолжи мне денег до зарплаты
— Я понимаю твою ситуацию, но денег не смогу одолжить
— Ну что ты за друг после этого? Я разве много прошу?
— Повторюсь. Денег тебе не одолжу, потому что в предыдущий раз ты не вернул мне долг вовремя
— Я что зря к тебе приехал?
— Хорошо, что ты приехал, рад тебя видеть. А денег я тебе сегодня не одолжу
— Я хочу вернуть деньги за бракованный товар, вот чек
— А вы уверены, что это не вы его испортили?
— Я приобрел товар уже бракованным, заметил сразу, верните мне мои деньги
— Вы задерживаете очередь, подождите администратора в той стороне
— Я не уйду с этого места, пока вы не отдадите мне деньги за бракованный товар, который я у вас вчера купил
???? Уважительный отказ
Это умение отстоять свое мнение, сохранив отношения с собеседником. Часто человеку проще принять отказ, если он знает его причину и видит ваше неравнодушие. Подкрепляйте отказ причиной, эмоцией, легким комплиментом. И помните: если вы сказали «нет» в ответ на просьбу, это не значит, что вы отвергаете самого человека. Ведите разговор так, чтобы человек чувствовал ваше уважение, но не пренебрегайте при этом своими правами, чтобы не испытывать чувство вины за свой отказ. Учитывайте, что и вам в жизни отказывали. Другой человек в аналогичной ситуации говорил вам «нет», но это ведь тоже не означало, что он отрицает вас как личность.
Примеры:
— Ваше предложение показалось мне весьма интересным. Однако я не вижу в нём совпадения наших интересов. Но если я пойму, что оно есть, то я обязательно обращусь к вам
— Мне так жаль, Оксана! Представляешь, именно в этот день ко мне приезжают родственники из другого города и я не смогу прийти к тебе на праздник, хотя мне очень бы хотелось! Спасибо за приглашение! Я уверена, вы здорово проведете время!
— Мы понимаем, как важно для вас участие в данном проекте, ваш опыт и знания заслуживают уважения. К сожалению, в данный момент позитивное решение принято нами в пользу другого кандидата. В случае если обстоятельства изменятся, мы охотно вернемся к рассмотрению вашей заявки
— Подруга, я всегда тебя поддерживаю и сейчас тоже тебе сочувствую, и очень хотела бы тебе помочь. Но каждый раз, когда ты мне рассказываешь в подробностях про все свои неприятности в семье, я принимаю это очень близко к сердцу и потом долго переживаю. Давай больше будем обсуждать позитивные моменты, а не негативны новости, чтобы наши встречи приносили пользу и все оставались в хорошем настроении
???? Техника английского профессора
Партнер корректно выражает сомнения по поводу того, что выполнение чьих-либо требований действительно не нарушает его личных прав
Примеры:
— Если я сделаю это, то буду уже не я
— Это составляет предмет моих убеждений
— Я не могу так поступить, тогда я перестану себя уважать
— Это не согласуется с моим представлением о себе
— Видите ли, это часть моей личности
— Я не могу сделать «x», потому что я такой человек
???? Ассертивная защита личных границ
Случаются ситуации, когда во время дискуссии кто-то начинает на вас кричать, оскорбляет и нарушает ваше достоинство. Очень часто мы или игнорируем такого типа поведение или реагируем на него злостью. А эффективнее реагировать такими способами:
1 Просьба
«Разрешите мне закончить».
Таким способом мы даем понять, чтобы оппонент сменил свое поведение, которое для нас неприятно. Здесь можно еще сообщить ему обратную связь, например такую: «Вы меня перебиваете и мне трудно сообщить вам, почему я не могу исполнить ваше требование».
2 Предостережение и исполнение
Когда просьбы и объяснения не принимаются в расчет второй стороной, важно предупредить оппонента, что будет исполнено конкретное действие, если он не изменит своего поведения.
Например: «Если, не взирая на мои просьбы, вы и дальше будете меня перебивать, я прекращу наш разговор и попрошу вас выйти из моего кабинета». При последующем повторении оппонентом своих агрессивных действий, следует исполнить то, что было сказано. В нашем примере, следует указать на дверь или открыть ее.
➕ Дополнительные подтверждения ассертивности (вербальные и невербальные)
Следите за своими интонациями и жестами. Стойте или сидите в удобной для вас позе — прямой, сбалансированной, открытой. Смотрите в глаза собеседнику, удерживайте контакт глаз. Используйте активное слушание. Говорите уверенно, твердым спокойным голосом. Громкость голоса должна подходить к ситуации. Используйте фразы сотрудничества: «А что вы думаете по этому поводу?». И подчеркнутые утверждения заинтересованности: «Мне бы очень хотелось». Все это будет служить дополнительным подтверждением вашей уверенности.
На самом деле это достаточно несложные и эффективные методы — берите на заметку и пользуйтесь, чтобы тренировать ассертивность, не попадаться на манипуляции и быть еще более уверенными! Есть еще упражнения и материал по этой теме, если интересно — могу поделиться!
Всем хорошего продуктивного дня и прекрасного настроения!